Памятки и советы родителям от логопеда
Советы по проведению логопедических упражнений дома
Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Ум на кончиках пальцев
Рекомендации по развитию мелкой моторики
Рекомендации логопеда
1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.
2. Игры и игровые приемы.
Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.
Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.
«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып — рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».
Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.
Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.
Нормы развития речи. Все в порядке?
Такой вопрос часто задает себе мама. По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, я не понимаю, что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому я составила таблицу нормы развития речи ребенка, которую можно взять за основу. Ниже представлены типичные этапы развития – нормы развития речи. Эти этапы проходят малыши, чьи родители не занимаются развитием ребенка специально. Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка. Надеюсь это снимет некоторые сомнения и страхи.
Развитие речи ребенка
Возраст ребенка |
Нормы развития речи |
6 |
· Воспроизведение звуков с интонацией. · Реагирует на свое имя. · Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука. · Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон. |
12 месяцев |
· Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова). · Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы. · Осознает социальное значение слова. |
18 месяцев |
· Имеет активный словарь около 5-20 слов. · Словарь состоит в основном из существительных. · Часто повторяет слово или фразу снова и снова. · Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием. · Способен выполнять простые команды. |
24 месяцев |
· Называет целый ряд объектов из своего окружения. · Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под. · Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное — глагол, длина предложений 1,2 слова. · Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому. · Активный словарь примерно 150-300 слов. · Объем и высота голоса плохо контролируются. · Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают. · Начинают появляться понятия “Я” и “мои”. · Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”. · Задает вопросы “Что это?” |
36 месяцев |
· Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. · Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времени. · Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за. · Знает основные части тела и может показать их и назвать. · Активный словарный запас около 900-1000 слов. · Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым. · В речи начинают преобладать глаголы. · Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью. · Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?” · Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей. · Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает. |
48 месяцев |
· Знает названия знакомых животных. · Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого. · Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах. · Знает один или несколько основных цветов · Может повторить 5 цифр. · Может повторить слова из четырех слогов. · Демонстрирует понимание понятий над и под. · Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким. · Легко следует простым командам. · Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки |
60 месяцев |
· Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий. · Знает основные сенсорные антонимы: большой — маленький, жесткий — мягкий и т.д. · Может считать до десяти. · Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции. · Знает все гласные и согласные буквы. · Повторяет предложение до девяти слов. · Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло). · Выполняет три команды, которые даны одна за другой. · Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников. · Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время. · Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня. · Речь в целом грамматически правильная. |
6 |
· Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени. · Речь полностью понятна и общественно полезна. · Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видеть связи между объектами и событиями. · Активный словарный запас более 2000 слов. · Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”. · Активное расширение словарного запаса |
Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.
В мозге центры развития мелкой моторики и речи находятся очень близко, оттого влияние развития пальчиков на развитие речи. Поэтому, чтобы достичь нормы развития речи, делайте дома пальчиковую гимнастику (в интеренте очень много игр), из бытового – чаще завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).
Займитесь также развитием кругозора: показывайте малышу картинки животных, птиц, людей. Просите произнести звуки, которые издают эти объекты и называйте их. Например, в возрасте 1-2 лет покажите ребенку собаку, скажите: Собака. Гав-Гав. Так разговаривает собака. И спросите: “Как разговаривает собака?”.
Если вы будете проводить такие небольшие развивающие игры каждый день, развитие речи вашего малыша будет в норме и даже выше.