Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




Памятки и советы родителям от логопеда

Советы по проведению логопедических упражнений дома


 

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.


 

 



 

 

Ум на кончиках пальцев

 

Рекомендации по развитию мелкой моторики

 

 

 

 

Рекомендации логопеда

1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

2. Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып — рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Нормы развития речи. Все в порядке?

 

 

Такой вопрос часто задает себе мама. По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, я не понимаю, что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому я составила таблицу нормы развития речи ребенка, которую можно взять за основу. Ниже представлены типичные этапы развития – нормы развития речи. Эти этапы проходят малыши, чьи родители не занимаются развитием ребенка специально. Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка. Надеюсь это снимет некоторые сомнения и страхи.

 

Развитие речи ребенка

 

Возраст ребенка

Нормы развития речи


месяцев

·         Воспроизведение звуков с интонацией.

·         Реагирует на свое имя.

·         Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука.

·         Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон.

12 месяцев

·         Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова).

·         Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы.

·         Осознает социальное значение слова.

18 месяцев

·         Имеет активный словарь около 5-20 слов.

·         Словарь состоит в основном из существительных.

·         Часто повторяет слово или фразу снова и снова.

·         Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием.

·         Способен выполнять простые команды.

24 месяцев

·         Называет целый ряд объектов из своего окружения.

·         Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под.

·         Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное — глагол, длина предложений  1,2 слова.

·         Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому.

·         Активный словарь примерно 150-300 слов.

·         Объем и высота голоса плохо контролируются.

·         Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают.

·         Начинают появляться понятия “Я” и “мои”.

·         Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”.

·         Задает вопросы “Что это?”

36 месяцев

·         Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”.

·         Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времени.

·         Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за.

·         Знает основные части тела и может показать их и назвать.

·         Активный словарный запас около 900-1000 слов.

·         Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым.

·         В речи начинают преобладать глаголы.

·         Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью.

·         Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”

·         Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей.

·         Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает.

48 месяцев

·         Знает названия знакомых животных.

·         Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого.

·         Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах.

·         Знает один или несколько основных цветов

·         Может повторить 5 цифр.

·         Может повторить слова из четырех слогов.

·         Демонстрирует понимание понятий над и под.

·         Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким.

·         Легко следует простым командам.

·         Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки

60 месяцев

·         Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий.

·         Знает основные сенсорные антонимы: большой — маленький, жесткий — мягкий и т.д.

·         Может считать до десяти.

·         Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции.

·         Знает все гласные и согласные буквы.

·         Повторяет предложение до девяти слов.

·         Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло).

·         Выполняет  три команды, которые даны одна за другой.

·         Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников.

·         Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время.

·         Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня.

·         Речь в целом грамматически правильная.


лет

·         Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени.

·         Речь полностью понятна и общественно полезна.

·         Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видеть связи между объектами и событиями.

·         Активный словарный запас более 2000 слов.

·         Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”.

·         Активное расширение словарного запаса

 

Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.

В мозге центры развития мелкой моторики и речи находятся очень близко, оттого влияние развития пальчиков на развитие речи. Поэтому, чтобы достичь нормы развития речи, делайте дома пальчиковую гимнастику (в интеренте очень много игр), из бытового – чаще завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).

Займитесь также развитием кругозора: показывайте малышу картинки животных, птиц, людей. Просите произнести звуки, которые издают эти объекты и называйте их. Например, в возрасте 1-2 лет покажите ребенку собаку, скажите: Собака. Гав-Гав. Так разговаривает собака. И спросите: “Как разговаривает собака?”.

Если вы будете проводить такие небольшие развивающие игры каждый день, развитие речи вашего малыша будет в норме и даже выше.